
19.05.2017
ISO-Контейнер — стандартизированная многооборотная тара, предназначенная для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом и приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое. Может быть выполнен из различных материалов и иметь разнообразные формы. На транспорте наибольшее применение получили так называемые универсальные контейнеры.
В формате контейнеров часто делают громоздкое оборудование (например, чиллеры для катков), а также небольшие цистерны (так называемые танк-контейнеры).
Контейнер представляет собой такое транспортное приспособление, которое позволяет объединить мелкие грузы, весящие по нескольку килограммов (или десятки килограммов), в одно место, вес которого исчисляется тоннами.
Особенно целесообразно применять контейнеры в тех случаях, когда груз на своём пути должен подвергаться нескольким перегрузкам. Контейнер заполняют грузом непосредственно на складе грузоотправителя и освобождают от перевозимого груза на складе получателя; сколько бы перегрузок с одного вида транспорта на другой ни встречалось на пути контейнера, содержащийся в нём груз остается в неприкосновенности. Перегрузка контейнера с автомобиля на железнодорожную платформу или наоборот может быть осуществлена при минимальной задержке подвижного состава. Более того, контейнер может быть заполнен грузом или освобождён от него в отсутствие предназначенного для перевозки автомобиля, тогда простой последнего под погрузочно-выгрузочными операциями сведётся к тому непродолжительному времени, которое необходимо для постановки контейнера на автомобиль или снятия с автомобиля.
Контейнеры сохраняют мелкоштучные и мелкопартионные грузы, и, что особенно важно, применение их сокращает использование тары и связанные с этим расходы, так как заполнение контейнера может быть произведено промышленной продукцией в цеховой упаковке или даже вовсе без упаковки.
На транспорте используют контейнеры различного конструктивного исполнения.
- Контейнеры для генеральных грузов прямой доступ внутрь через торцевые двери и в необходимых местах - точки закрепления.
- Контейнеры, загружаемые через крышу, предназначены для длинных, тяжёлых или громоздких грузов. Крышу и верхнюю балку над дверью можно удалить, чтобы получить возможность подать груз через дверь и через крышу.
- Полуконтейнеры используют для перевозки тяжёлых массивных грузов. Полноразмерный контейнер, заполненный такими грузами, превысил бы нормальный вес контейнера.
- Контейнеры без боковых стенок предназначены специально для безопасных грузов, оборудованы жёсткой крышей и имеют боковые стороны, забранные проволочной сеткой.
- Контейнеры-платформы представляют собой раму с настилом, по торцам которой, закреплены складные стенки. Такие контейнеры используют для перевозки тяжёлых и громоздких грузов.
- Куполообразные контейнеры предназначены специально для перевозки в самолётах и сконструированы согласно размерам салона самолёта. Они не предназначены дня перевалки с одного вида транспорта на другой.
Специализированные контейнеры разделяются на ряд видов:
- полууниверсальные;
- предназначенные для отдельных грузов;
- предназначенные для групп грузов со схожими свойствами;
- технологические.
Специализированные полууниверсальные контейнеры являются модификацией универсальных. Их специальная приспособленность выражается по-разному: в виде съёмной крышки или её отсутствия, отсутствия одной или более стенок, наличия естественной или принудительной вентиляции. Обычно при возврате они используются как универсальные. Специализированные технологические контейнеры обычно обращаются внутри промышленных предприятий.
Для перевозки скоропортящихся грузов применяют изотермические, ледники, охлаждаемые (рефрижераторные) и подогреваемые контейнеры.
У изотермического контейнера стенки, пол, крыша и двери покрыты теплоизоляционным материалом. Этот контейнер не имеет средств охлаждения и отопления.
Ледник - это изотермический контейнер с расходуемым хладоносителем, в котором используется источник холода (лёд, сухой лёд, сжиженный газ), с регулируемым и нерегулируемым испарением, не требующий наружного энергоснабжения.
Рефрижераторный контейнер - это изотермический контейнер с принудительным охлаждением или отоплением. Рефрижераторный контейнер может поддерживать заданный температурный режим во время транспортирования. Различают следующие типы рефрижераторных контейнеров:
- рефрижераторный с машинным охлаждением;
- отапливаемый;
- рефрижераторный и отапливаемый.
Холодильная установка - это совокупность оборудования, состоящая из одной или нескольких холодильных машин, трубопроводов, средств управления, регулировании и контроля и обеспечивающая создание и поддержание внутри контейнера заданной температуры.
Контейнеры-цистерны (танк-контейнер) представляют собой цистерну на стандартной раме, по размерам соответствуют стандартному контейнеру и предназначены для перевозки жидкостей, сжиженных газов и сыпучих грузов.
Контейнеры для сыпучих грузов предназначены для перевозки гранулированных и порошкообразных грузов и имеют несущую конструкцию, жёстко закреплённую в каркасе. Контейнеры изготавливают закрытыми с загрузочными, разгрузочными и смотровыми люками, а по требованию заказчика оборудуют устройствами для автоматической загрузки и разгрузки.
Популяризация контейнеров произошла после Второй мировой войны, когда США использовали сначала деревянные, а затем стальные контейнеры Container Express (сокращенно ConEx) размером 6x6x6 футов. ConEx широко использовались для перевозки военных грузов, особенно во время Корейской войны, однако интермодальность не использовалась. Американский предприниматель Малкольм Маклин (англ. Malcom McLean) и инженер Keith Tantlinger разработали систему современных интермодальных контейнеров в 1950-е годы.
Интермодальность (intermodal) в данном контексте подразумевает возможность смены режима (mode) транспортировки (суда, ж/д транспорт и автотранспорт) без необходимости осуществлять разгрузку/погрузку содержимого контейнера.
Первая перевозка контейнерами была осуществлена в апреле 1956 года. Эти эксперименты оказались настолько удачными, что их позже назвали началом контейнерной революции.
Стандарты ISO на контейнеры появились в 1968—1970 годы. Внешние размеры и максимальную грузоподъёмность ISO-контейнеров специфицирует стандарт ISO 668.
В 1972 году появилось соглашение «The International Convention for Safe Containers», которое потребовало от контейнеров, используемых на международных перевозках, наличия «CSC-Plate».
Twenty-foot Equivalent Unit (TEU) - единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером. Используется в подсчете вместимости контейнеровозов или места хранения контейнеров.
Fourty-foot Equivalent Unit (FEU) - единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 40-футовым контейнером. Один 40-футовый контейнер FEU равен двум 20-футовым TEU.
«’» – foot – фут(мера длинны = 0,3048м), символ используется для обозначения длинны контейнера (например 20’DC, 40’HC)
Для удобства идентификации контейнеров в стандарте ISO 6346:1995 были введены «групповые коды», состоящие из двух латинских букв:
- DC- dry container – сухой (сухогрузный) контейнер
- DV- dry van – досл.: сухой фургон
- GP- general purpose – общего назначения
- ST- standard – cтандартный контейнер.
DC, DV, GP, ST – обозначают приблизительно одно и тоже, т.е. с определенной погрешностью можно заявить, что DC = DV = GP = ST.
(редко, но бывают разночтения в толковании, так например DC и DV могут служить для обозначения «сухих» контейнеров, включая контейнеры повышенной вместимости HC(HQ), а иногда и подразумевают вообще все контейнеры кроме рефрижераторных).
- HC, HQ- high cube - повышенной вместимости (высокий)
- RF, RE, RT, RS, REF - refrigerated (reefer) – рефрижераторный (реф)
- RQ, RF HC, RF HQ – рефрижераторный (реф) повышенной вместимости
- НТ (heavy tested), HP (heavy payload) — повышенной грузоподъемности (как правило определенные серии 20′ DC уже сами по себе являются HT, однако, например если Вам нужен именно контейнер повышенной грузоподъемности следует указать на это перевозчику во избежание накладок, НТ и является сокращением указывающим на это требование.)
- UP- upgrated - усиленный контейнер повышенной прочности.
- UT — контейнер с открытым верхом, разновидности этого типа контейнеров:
- OT (Open Top) — с брезентовой открывающейся крышей
- HT (Hard Top) — контейнер с открывающимся металлическим верхом
- TC, TN, TG, TD (Tank) — танк-контейнер для перевозки жидкостей и газов
- PW (Pallet Wide) — увеличенный по ширине контейнер (242—245 см; позволяет разместить рядом два стандартных поддона по 120 см)
- HI, HR — изолированный
- VH (Ventilation) — контейнер общего назначения с вентиляцией
- PL, PF, PC, PS (Platform) — контейнер-платформа
- FR (Flat Rack) – контейнер-платформа с 2мя противоположными стенками, бывают также Collapsible Flat Rack – со складывающимися стенками;
- BU, BK (Bulk) — контейнер для перевозки сухих сыпучих грузов
- SN (Special) — контейнер специального назначения: транспортировка скота, автомобилей, живой рыбы
Помимо вышеупомянутых наиболее распространенных типов контейнеров существуют и другие, не получившие столь широкое применение, но тем не менее, используемые:
- AFAM / (Advanced Air Fresh Management) / AFAM+ / TRANSFRESH / EVERFRESH / StarCare / StarFresh – подтип реф. Контейнеров, имеющих систему автоматического контроля обменом свежего воздуха (по сути контроль влажности) и уровня СO2 и O (StarFresh дополнительно использует азот для поддержания стабильности концентрации кислорода и углекислого газа.)
Такие контейнеры идеальны для перевозки чувствительных фруктов и овощей, например авокадо, брокколи, грейпфрутов, манго, черники, бананов, спаржи.
- MAGNUM reefer – реф. Контейнер, поддерживающий температуру от +30С до -35С, для грузов требующих низкую температуру - мороженная рыба, мороженное.
- Super Freezer reefer – рефрижераторный контейнер, способный поддерживать температуру – 60С, такой реф.контейнер идеален для перевозки тунца, суши, сашими.
- Sortie reefer – реф.контейнер - сортировочная станция для рефрижераторных грузов, в основном рыбы. Груз загружается через специальный люк в крыше прямо с рефрижераторного судна или рыболовецкого судна. Этот контейнер также имеет двери в боковых стенах, куда может быть подсоединено до 5-ти рефов.
- Stuffie reefer - рефрижераторный контейнер с люком в крыше, в основном используют для затарки рыбы прямо с рыболовного судна. Изолирован воздухонепроницаемой мембраной, предотвращающей попадание наружного воздуха в грузовое пространство.
Плюсы:
- груз изолирован от внешнего воздействия окружающей среды
- уменьшение времени на перегрузку и сортировку
- снижаются портовые расходы рыболовного судна
Некоторые реф. контейнеры комплектуются GPS модемами отсылающими полную информацию в центр слежения перевозчика 24 часа в сутки. Применение таких технологий оправдано для перевозки дорогих и чувствительных грузов, например лекарств или косметики.
- 20′HC — двадцатифутовый контейнер повышенной вместимости (высокий) – имеет высоту равную 40′ HC
- Garmentainers — контейнер для GOH – garments on hanger (предметы одежды на вешалке) — используют различные системы подвешивания и крепления одежды.
- 48′ - сорока восьми футовый контейнер, длина которого составляет сорок восемь футов
- 53′ - пятидесяти трех футовый контейнер, длина которого составляет пятьдесят три фута
- Железнодорожные контейнеры (3-х и 5-ти тонные) – используются для перевозок по ж.д.
- Block-container (Блок-контейнер или контейнер-бытовка) - жилое помещение мобильного развертывания, внешние габариты которого соответствуют габаритам контейнера.
Все контейнеры, предъявляемые к перевозке, должны иметь маркировку.
Маркировка крупнотоннажных контейнеров, требования к которой определяет ГОСТ 25588-83, полностью соответствующий международному стандарту ISO 6346, состоит из основной и дополнительной маркировок.
Основная маркировка контейнера состоит из 17 знаков (6 букв латинского алфавита и 11 цифр) и включает в себя следующие кодовые обозначения по ГОСТ 25290-82 (ISO 3166):
- код владельца контейнера – четыре буквы;
- серийный номер – шесть цифр;
- контрольное число – одна цифра;
- код страны – две буквы;
- код размера – две цифры;
- код типа контейнера – два цифры;
- дополнительное обозначение максимальной массы контейнера брутто (MAX GROSS – kg, lb) и массы тары (TARE – kg, lb).
1. Код владельца контейнера.
Первые три буквы обозначают уникальный код владельца контейнера, который присваивается с середины прошлого века международной организацией Bureau International des Conteneurs (BIC) расположенной в Париже, сейчас в мире насчитывается более 1900 действующих кодов. Ниже приведена таблица с префиксами контейнеров, зарегистрированными за морскими линиям:
Префикс | Линия | Префикс | Линия | Префикс | Линия |
---|---|---|---|---|---|
A | |||||
ACTU | MAERSK | AJCU | MAERSK | AKLU | K-LINE |
AMCU | CMA-CGM | ANNU | CMA-CGM | APHU | APL |
APIU | APL | APLU | APL | APMU | MAERSK |
APRU | APL | APZU | APL | AZLU | HAPAG LLOYD |
B | |||||
BSLU | MAERSK | ||||
C | |||||
CACU | HAPAG LLOYD | CADU | HAMBURG SUD | CASU | HAPAG LLOYD |
CCLU | CSCL | CGHU | CMA-CGM | CGMU | CMA-CGM |
CGTU | CMA-CGM | CLGU | HAPAG LLOYD | CMAU | CMA-CGM |
CMBU | SAFMARINE | CMNU | CMA-CGM | CMUU | HAPAG LLOYD |
CNCU | CMA-CGM | CPSU | HAPAG LLOYD | CSFU | CONTAINERSHIPS |
CSLU | CSCL | CSOU | CONTAINERSHIPS | CSQU | HAPAG LLOYD |
CSSU | MAERSK | ||||
D | |||||
DALU | HAPAG LLOYD | DNLU | HAMBURG SUED | DSLU | DELTA SHIP. |
DVRU | CMA-CGM | ||||
E | |||||
ECMU | CMA-CGM | EGHU | EVERGREEN | EGSU | EVERGREEN |
EIMU | EIMSKIP | EISU | EVERGREEN | EKLU | K-LINE |
ELOU | MACS | EMCU | EVERGREEN | ENAU | HAMBURG SUED |
ESSU | K-LINE | ||||
F | |||||
FAAU | MAERSK | FANU | HAPAG LLOYD | FLTU | EIMSKIP |
FMGU | HAPAG LLOYD | FRLU | MAERSK | ||
G | |||||
GBEU | SAFMARINE | GBLU | SAFMARINE | GRIU | HAMBURG SUED |
H | |||||
HAMU | HAPAG LLOYD | HDLU | SAFMARINE | HDMU | HMM |
HJCU | HANJIN | HJSU | HANJIN | HLCU | HAPAG LLOYD |
HLXU | HAPAG LLOYD | HMCU | EVERGREEN | HMKU | WEC |
HMMU | HMM | ||||
I | |||||
IMTU | ITALIA MARITTIMA | ITAU | HAPAG LLOYD | IVLU | HAPAG LLOYD |
K | |||||
KHJU | HAMBURG SUED | KHLU | HAMBURG SUED | KKFU | K-LINE |
KKLU | K-LINE | KKTU | K-LINE | KLCU | CONTAINERSHIPS |
KLFU | K-LINE | KLTU | K-LINE | KMSU | YML |
KNLU | MAERSK | KXTU | K-LINE | ||
L | |||||
LOTU | MAERSK | LTIU | ITALIA MARITTIMA | LYKU | HAPAG LLOYD |
LYTU | HAPAG LLOYD | ||||
D | |||||
DALU | HAPAG LLOYD | DNLU | HAMBURG SUED | DSLU | DELTA SHIP. |
DVRU | CMA-CGM | ||||
E | |||||
ECMU | CMA-CGM | EGHU | EVERGREEN | EGSU | EVERGREEN |
EIMU | EIMSKIP | EISU | EVERGREEN | EKLU | K-LINE |
ELOU | MACS | EMCU | EVERGREEN | ENAU | HAMBURG SUED |
ESSU | K-LINE | ||||
F | |||||
FAAU | MAERSK | FANU | HAPAG LLOYD | FLTU | EIMSKIP |
FMGU | HAPAG LLOYD | FRLU | MAERSK | ||
G | |||||
GBEU | SAFMARINE | GBLU | SAFMARINE | GRIU | HAMBURG SUED |
H | |||||
HAMU | HAPAG LLOYD | HDLU | SAFMARINE | HDMU | HMM |
HJCU | HANJIN | HJSU | HANJIN | HLCU | HAPAG LLOYD |
HLXU | HAPAG LLOYD | HMCU | EVERGREEN | HMKU | WEC |
HMMU | HMM | ||||
I | |||||
IMTU | ITALIA MARITTIMA | ITAU | HAPAG LLOYD | IVLU | HAPAG LLOYD |
K | |||||
KHJU | HAMBURG SUED | KHLU | HAMBURG SUED | KKFU | K-LINE |
KKLU | K-LINE | KKTU | K-LINE | KLCU | CONTAINERSHIPS |
KLFU | K-LINE | KLTU | K-LINE | KMSU | YML |
KNLU | MAERSK | KXTU | K-LINE | ||
L | |||||
LOTU | MAERSK | LTIU | ITALIA MARITTIMA | LYKU | HAPAG LLOYD |
LYTU | HAPAG LLOYD | ||||
M | |||||
MAEU | MAERSK | MALU | MAERSK | MCAU | MAERSK |
MCHU | MAERSK | MCIU | K-LINE | MCRU | MAERSK |
MEDU | MSC | MGBU | MAERSK | MHHU | MAERSK |
MIEU | MAERSK | MMAU | MAERSK | MMCU | CMA-CGM |
MNBU | MAERSK | MOAU | MOL | MOCU | MACS |
MOEU | MOL | MOFU | MOL | MOGU | MOL |
MOLU | MOL | MORU | MOL | MOSU | MOL |
MOTU | MOL | MPWU | MAERSK | MRKU | MAERSK |
MRLU | MAERSK | MRSU | MAERSK | MSAU | MAERSK |
MSCU | MSC | MSFU | MAERSK | MSHU | MACS |
MSKU | MAERSK | MSVU | MAERSK | MSWU | MAERSK |
MVIU | MAERSK | MWCU | MAERSK | MWMU | MAERSK |
N | |||||
NALU | EIMSKIP | NDLU | MAERSK | NEPU | APL |
NOLU | APL | NOSU | APL | NSCU | NSC |
NSLU | NORASIA | NUSU | APL | NYKU | NYK |
NYNU | NYK | NZCU | MAERSK | NZSU | MAERSK |
O | |||||
OCLU | MAERSK | OOLU | OOCL | OTAU | CMA-CGM |
P | |||||
PCIU | PIL | PCRU | HAPAG LLOYD | PERU | SAFMARINE |
PILU | PIL | PLVU | HAPAG LLOYD | POCU | MAERSK |
PONU | MAERSK | PSBU | HAPAG LLOYD | PXCU | K-LINE |
Q | |||||
QIBU | UASC | QNNU | UASC | ||
R | |||||
RMLU | HAMBURG SUED | ||||
S | |||||
SAMU | SAFMARINE | SCMU | SAFMARINE | SEAU | MAERSK |
SENU | HANJIN | SIIU | SCI | SIUU | HAPAG LLOYD |
SLRU | SWAN | STMU | CMA-CGM | SUDU | HAMBURG SUED |
T | |||||
TLEU | HAPAG LLOYD | TMMU | HAPAG LLOYD | TORU | MAERSK |
U | |||||
UACU | UASC | UAEU | UASC | UASU | UASC |
USCU | HAPAG LLOYD | ||||
W | |||||
WCXU | WEC | WECU | WEC | ||
Y | |||||
YMLU | YML | ||||
Z | |||||
ZCLU | ZIM | ZCSU | ZIM | ZIMU | ZIM |
Следующая, четвертая буква дает информацию о типе оборудования, установленном на контейнере. Всего варианта четыре:
U |
стандартные контейнеры (англ. all freight containers) |
J |
съемное контейнерное оборудование (англ. detachable freight container-related equipment) |
Z |
колесное оборудование, типа мафи-трейлеров и подобного (англ. trailers and chassis) |
R |
контейнеры-рефрежераторы (англ. reefer containers) |
2. Серийный номер;
Шесть цифр - маркируется в соответствии с пожеланиями владельца контейнера.
3. Контрольное число;
Расчет контрольного числа производится в такой последовательности:
- каждому буквенному знаку кода владельца присваивается цифровой эквивалент:
A - 10, B - 12, C - 13, D - 14, E - 15, F - 16, G - 17, H - 18, I - 19, J - 20,
K - 21, L - 23, M - 24, N - 25, O - 26, P - 27, Q - 28, R - 29, S - 30, T - 31,
U - 32, V - 34, W - 35, X - 36, Y - 37, Z - 38
- каждый цифровой эквивалент кода и каждую цифру номера умножают на весовой коэффициент, который представляет собой степень числа 2 от 0 до 9 (по числу знаков в коде владельца и номера контейнера), т. е. первый знак умножается на 20, второй - на 21, последний, десятый - на 29;
- результаты умножения складываются и делятся на модуль, равный 11;
- остаток, полученный в результате деления, является контрольным числом.
Остаток | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Контрольное число | 0 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Пример расчета контрольного числа для первой строки кода контейнера RZDU 123456. Оно оказалось равным 9. Следовательно, маркировочный номер контейнера будет иметь вид RZDU 123456[9].
Код владельца и номер контейнера | R | Z | D | U | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Значения цифровых эквивалентов | 29 | 38 | 14 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Весовые коэффициенты | 1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 |
Произведения цифровых эквивалентов на весовые коэффициенты | 29 | 76 | 56 | 256 | 16 | 64 | 192 | 512 | 1280 | 3072 |
Сумма всех произведений | 5553 | |||||||||
Частное от деления на 11 | 504,остаток 9 | |||||||||
Контрольное число | 9 |
4. Код страны;
AD | Andorra | GM | Gambia | NP | Nepal |
AE | United Arab Emirates | GN | Guinea | NR | Nauru |
AF | Afghanistan | GP | Guadaloupe | NU | Niue |
AG | Antigua & Barbuda | GQ | Equatorial Guinea | NZ | New Zealand |
AI | Anguilla | GR | Greece | OM | Oman |
AL | Albania | GT | Guatamala | PA | Panama |
AM | Armenia | GU | Guam | PC | Marshall Islands |
AN | Netherlands Antilles | GW | Guinee Bissau | PE | Peru |
AO | Angola | HK | Hong Kong | PF | French Polynesia |
AQ | Antartica | HN | Honduras | PG | Papua New Guinea |
AR | Argentina | HR | Croatia | PH | Philippines |
AS | Samoa ( American ) | HT | Haiti | PK | Pakistan |
AT | Austria | HU | Hungary | PL | Poland |
AU | Australia | ID | Indonesia | PM | St. Pierre & Miquelon |
AW | Aruba | IE | Ireland | PR | Puerto Rico |
AZ | Azerbaidjan | IL | Israel | PT | Portugal |
BB | Barbados | IN | India | PY | Paraguay |
BD | Bangladesh | IQ | Iraq | QA | Qatar |
BE | Belgium | IR | Iran | RE | Reunion |
BF | Burkina Faso | IS | Iceland | RO | Roumania |
BG | Bulgaria | IT | Italy | RU | Russia |
BH | Bahrain | JM | Jamaica | RW | Rwanda |
BI | Burundi | JO | Jordan | SA | Saudi Arabia |
BJ | Benin | JP | Japan | SB | Solomon Islands |
BM | Bermuda | JT | Johnston Island | SC | Seychelles Islands |
BN | Brunei Darussalam | KE | Kenya | SD | Sudan |
BO | Bolivia | KG | Kyrgyzstan | SE | Sweden |
BR | Brazil | KH | Kampuchea | SG | Singapore |
BS | Bahamas | KI | Kiribati | SH | St. Helena |
BT | Bhutan | KM | Comoros | SI | Slovenia |
BW | Botswana | KN | St. Kitts & Nevis | SK | Slovakia |
BY | Belarus | KP | Korea ( North ) | SL | Sierra Leone |
BZ | Belize | KR | Korea ( South ) | SM | San Marino |
CA | Canada | KW | Kuwait | SN | Senegal |
CC | Cocos Islands | KY | Cayman Islands | SO | Somalia |
CF | Cent African Republic | KZ | Kazakstan | SR | Suriname |
CG | Congo | LA | Lao | ST | Sao Tome & Principe |
CH | Switzerland | LB | Lebanon | SV | El Salvador |
CI | Ivory Coast | LC | St. Lucia | SY | Syria |
CK | Cook Islands | LI | Liechtenstein | SZ | Swaziland |
CL | Chile | LK | Sri Lanka | TC | Turks & Caicos Islands |
CM | Cameroon | LR | Liberia | TD | Chad |
CN | China | LS | Lesotho | TG | Togo |
CO | Colombia | LT | Lituania | TH | Thailand |
CR | Costa Rica | LU | Luxembourg | TJ | Tajikistan |
CS | Czech Republic | LV | Latvia | TM | Turkmenistan |
CU | Cuba | LY | Libya | TN | Tunisia |
CV | Cape Verde | MA | Morocco | TO | Tonga |
CX | Christmas Islands | MC | Monaco | TR | Turkey |
CY | Cyprus | MD | Moldova | TT | Trinidad & Tobago |
DE | Germany | MG | Madagascar | TV | Tuvalu |
DJ | Djibouti | MI | Midway Islands | TW | Taiwan |
DK | Denmark | MK | Macedonia | TZ | Tanzania |
DM | Domenica | ML | Mali | UA | Ukraine |
DO | Domenican Republic | MN | Mongolia | UG | Uganda |
DZ | Algeria | MO | Macau | US | U.S.A. |
EC | Ecuador | MQ | Martinique | UY | Uruguay |
EE | Estonia | MR | Mauritania | UZ | Uzbekistan |
EG | Egypt | MS | Montserrat | VC | St.Vincent & Grenadines |
ES | Spain | MT | Malta | VE | Venezuela |
ET | Ethiopia | MU | Mauritius | VG | Virgin Islands ( British ) |
FI | Finland | MV | Maldives | VI | Virgin Islands ( U.S. ) |
FJ | Fiji | MW | Malawi | VN | Vietnam |
FK | Falkland Islands | MX | Mexico | VU | Vanuatu |
FO | Faeroe Islands | MY | Malaysia | WF | Wallis & Futuna |
FR | France | MZ | Mozambique | WK | Wake Island |
GA | Gabon | NA | Namibia | WS | Samoa |
GB | United Kingdom | NC | New Caledonia | YD | Yemen ( Democratic ) |
GD | Grenada | NE | Niger | YE | Yemen Arab Republic |
GE | Georgia | NF | Norfolk Island | YU | Yugoslavia |
GF | French Guyana | NG | Nigeria | ZA | South Africa |
GH | Ghana | NI | Nicaragua | ZM | Zambia |
GI | Gibraltar | NL | Netherlands | ZR | Zaire |
GL | Greenland | NO | Norway | ZW | Zimbabwe |
5. Код размера;
Первые две цифры указывают на размеры контейнера, как по длине, так и по высоте. Первая обозначает длину, вторая обозначает высоту, а также указывает на наличие паза для Г-образных прицепов типа «гусиная шея»: 0 и 2 – без такого паза; 1 и 3 – с пазом.
Первый символ кода размера:
Длина контейнера | Символ кода | ||
миллиметры | футы | дюймы | |
2 991 | 10 | 1 | |
6 058 | 20 | 2 | |
9 125 | 30 | 3 | |
12 192 | 40 | 4 | |
Резервный | 5 | ||
Резервный | 6 | ||
Резервный | 7 | ||
Резервный | 8 | ||
Резервный | 9 | ||
7 150 | А | ||
7 315 | 24 | В | |
7 430 | 24 | 6 | С |
7 450 | - | D | |
7 820 | - | Е | |
8 100 | - | F | |
12 500 | 41 | G | |
13 106 | 43 | Н | |
13 600 | - | К | |
13 716 | 45 | L | |
14 630 | 48 | М | |
14 935 | 49 | N | |
16 154 | - | Р | |
Резервный | R |
Второй символ кода размера:
Высота контейнера | Символ кода | ||||
Ширина контейнера, мм | |||||
миллиметры | футы | дюймы | 2438 |
> 2438 и ≤ 2500 |
>2500 |
2 438 | 8 | 0 | |||
2 591 | 8 | 6 | 2 | С | L |
2 743 | 9 | 4 | D | М | |
2 895 | 9 | 6 | 5 | Е | N |
> 2 895 | >9 | 6 | 6 | F | Р |
1 295 | 4 | 3 | 8 | ||
≤1 219 | ≤4 | 9 |
6. Код типа контейнера.
Тип контейнера | Конструктивные особенности | Кодовое обозначение |
---|---|---|
Универсальный общего назначения | Проем(ы) в одном или обоих торцах | 0 |
Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) по всей поверхности одной или обеих боковых стенок | 1 | |
Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) в части одной или обеих боковых стенок | 1 | |
Проем(ы) в одном или обоих торцах и открываемая крыша | 3 | |
Проем(ы) в одном или обоих торцах, проем(ы) в одной или обеих боковых стенках и открываемая крыша | 4 | |
Резерв | 05-09 | |
Закрытый с естественной вентиляцией | С отверстиями для пассивной вентиляции в верхней части грузового пространства, общая площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия < 25 см/м номинальной длины контейнера | 10 |
С отверстиями для пассивной вентиляции в верхней части грузового пространства, общая площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия > 25 см/м номинальной длины контейнера | 11 | |
Резерв | 12 | |
Закрытый с принудительной вентиляцией | Немеханическая система с вентиляционными отверстиями в нижней и верхней частях грузового пространства | 13 |
Резерв | 14 | |
Механическая вентиляционная система, расположенная внутри контейнера | 15 | |
Резерв | 16 | |
Механическая вентиляционная система, расположенная снаружи контейнера | 17 | |
Резерв | 18, 19 | |
Закрытый для сухих неслеживающихся грузов | Закрытый | 20 |
С естественной вентиляцией | 21 | |
С принудительной вентиляцией | 22 | |
Воздухонепроницаемый | 23 | |
Резерв | 24 | |
Узкоспециализированный | Для перевозки живности | 25 |
Для перевозки автомобилей | 26 | |
Резерв | 27-29 | |
Изотермический: | ||
охлаждаемый | С расходуемым хладагентом, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 | 30 |
С машинным охлаждением, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 | 31 | |
охлаждаемый и обогреваемый | Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 | 32 |
обогреваемый | Обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 | 33 |
Резерв | 34, 35 | |
охлаждаемый и обогреваемый с собственной рефрижераторной установкой | С машинным охлаждением, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 | 36 |
Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 | 37 | |
Обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2 | 38 | |
Резерв | 39 | |
охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием | Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера | 40 |
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным внутри контейнера | 41 | |
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера | 42 | |
Резерв | 43, 44 | |
теплоизолированный | Изоляция 0,4 Вт/(м2/°С) | 45 |
Изоляция 0,7 Вт/(м2/°С) | 46 | |
Резерв | 47 - 49 | |
С открытым верхом | Проем(ы) в одном или обоих торцах | 50 |
Проем(ы) в одном или обоих торцах и съемная верхняя торцовая балка(и) | 51 | |
Проем(ы) в одном или обоих торцах и в одной или обеих боковых стенках | 52 | |
Проем(ы) в одном или обоих торцах, в одной или обеих боковых стенках и съемный верхний элемент(ы) в торцовой раме(ах) | 53 | |
Проем(ы) в одном или обоих торцах, отверстие в одной боковой стенке и проем в другой | 54 | |
Резерв | 55 - 59 | |
Контейнер-платформа | Контейнер - платформа | 60 |
Контейнер на базе платформы с неполной надстройкой | С полными жестко закрепленными торцами | 61 |
С жестко закрепленными отдельно стоящими стойками | 62 | |
С полными складными торцами | 63 | |
Со складными отдельно стоящими стойками | 64 | |
Контейнер на базе платформы с полной надстройкой (открытый с боков) | С крышей | 65 |
С открытым верхом | 66 | |
С открытым верхом и открытый с торцов (каркасный) | 67 | |
Резерв | 68, 69 | |
Контейнер-цистерна | Для неопасных жидкостей с испытательным давлением, мПа: | |
0,045 | 70 | |
0,15 | 71 | |
0,265 | 72 | |
Для опасных жидкостей с испытательным давлением, мПа: | ||
0,15 | 73 | |
0,265 | 74 | |
0,4 | 75 | |
0,6 | 76 | |
Для опасных газов с испытательным давлением, мПа: | ||
1,05 | 77 | |
2,2 | 78 | |
Контейнер-цистерна | Испытательное давление будет установлено позже | 79 |
Для сухих сыпучих неслежи-вающихся грузов, хопперы | Закрытый | 80 |
Для сухих сыпучих неслеживающихся грузов, хопперы | С естественной вентиляцией | 81 |
С принудительной вентиляцией | 82 | |
Воздухонепроницаемый | 83 | |
Резерв | 84 | |
Для сухих сыпучих слеживающихся грузов | Горизонтальная разгрузка, испытательное давление, мПа: | |
0,15 | 85 | |
0,265 | 86 | |
Разгрузка опрокидыванием, испытательное давление, мПа: | ||
0,15 | 87 | |
0,265 | 88 | |
Резерв | 89 | |
Для воздушных (наземных) перевозок (интермодальные) | - | 90 - 99 |
Если особенности конструкции контейнера не позволяют выполнить маркировку в две строки, допускается ее расположение в одной строке или в одном столбце.
Дополнительная маркировка включает в себя эксплуатационные и дополнительные знаки и надписи.
К эксплуатационным надписям относятся:
- знак, обозначающий контейнер с открывающейся крышей;
- знак, предупреждающий об опасности поражения электрическим током от электрической сети у контейнеров, оснащенных лестницами;
- знак, обозначающий контейнер высотой более 2591 мм;
- табличка о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности (табличка КБК);
- табличка о допущении контейнера к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами.
Табличка КБК:
В связи с тем, что контейнер является транспортным оборудованием для перевозок грузов не только в пределах одной страны, но и между государствами, он должен быть не только стандартным в отношении размеров, но и безопасным для обслуживающего персонала при перевозках. Это достигается его конструкцией, применяемым материалом и прочностью. В подтверждение этих фактов на контейнер прикрепляется табличка КБК (Конвенция по безопасным контейнерам), которая выдается квалификационным и надзорным органом своей страны (если таковой имеется) или другой страны. Контейнер в связи с этим считается аттестованным на предмет безопасности для стран, подписавших КБК.
Табличка безопасности прикрепляется на левой двери контейнера в нижней ее части. На табличке указаны следующие сведения в пределах полей 1 - 9 по порядку:
- страна, предоставившая допущение, и номер допущения, как показано для примера в строке 1 (страна, предоставившая допущение, должна обозначаться отличительным знаком, используемым для обозначения страны регистрации автотранспортных средств, находящихся в международном движении);
- дата (месяц и год) изготовления;
- идентификационный номер контейнера, присвоенный заводом-изготовителем, или для существующих контейнеров, у которых этот номер неизвестен, номер, присвоенный администрацией;
- максимальный эксплуатационный вес брутто (килограммы и фунты);
- допустимый вес на штабелирование при 1,8 g (килограммы и фунты), где g - ускорение силы тяжести;
- величина нагрузки при поперечном испытании на жесткость конструкции (килограммы и фунты);
- прочность торцовой стенки указывается в табличке только в том случае, если торцовые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,4 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,4 Р;
- прочность боковой стенки указывается на табличке только в том случае, если боковые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,6 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,6 Р;
- дата (месяц и год) первого профилактического осмотра новых контейнеров и даты (месяц и год) последующих профилактических осмотров, если табличка используется для этой цели.
Страны, подписавшие КБК, взаимно признают контейнеры с табличками, аттестованными национальными квалификационными органами. Объемы и методики обязательных испытаний контейнеров содержатся в стандарте ИСО, а также в национальных стандартах (например, ГОСТ 20260 бывшего СССР).
Табличка КБК служит гарантом безопасности контейнера.
Табличка о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами:
a – установленная компетентными органами РФ (надписи на английском языке могут быть выполнены на французском языке);
б – установленная компетентными зарубежными органами.
В целях обеспечения беспрепятственных и сохранных перевозок грузов в международном сообщении через пограничные переходы, контейнер снабжается табличкой, свидетельствующей о допущении к перевозке с таможенными печатями и пломбами. Наличие такой таблички является гарантом того, что контейнер полностью отвечает таможенным требованиям на перевозку в них грузов. Порядок выдачи такой таблички также определен и реализуется национальными и международными квалификационными органами.